|| последние события || история || старцы || новомученики || песнопения || убиенные ||

 

 

БЕСЕДЫ ПРЕПОДОБНОГО ВАРСОНОФИЯ

Беседа 3-я
30 декабря 1912 г.
Святки


Начну свою беседу теми же словами, как и в прошлый раз: “Днесь благодать Святаго Духа нас собра”. Своим пастырским словом свидетельствую вам, что вы совершили подвиг, приехав сюда из разных мест на великий праздник Рождества Христова. Верю твердо, что милосердый Господь вознаградит вас, как, не знаю, но не оставит вас ни в этой жизни, ни в будущей. Еще лет сорок-пятьдесят тому назад это время от Рождества Христова до Крещения называлось святыми днями. Это было на святых днях, – говорили. Теперь эти два слова сокращены в одно: “святки”... Что подразумевают под этим словом теперь? Обыкновенно период времени от Рождества до Крещения, но часто с этим понятием соединяется понятие о греховных удовольствиях, которых так много бывает именно в это время. Враг издевается над христианами, и время, в которое совершалась тайна нашего спасения, обращается во время совершения всевозможных пороков. Оттого-то и назвал я подвигом то, что вы оставили все мирские удовольствия – театры, балы, маскарады и пр. и приехали в нашу тихую обитель, чтобы провести эти дни в молитве, духовной беседе и удалении от мирской суеты.
Здесь вы говели и приобщались Св. Таин; это великое дело – принять в себя Самого Господа. В таинстве покаяния, или что то же, – исповеди, разрываются векселя, и уничтожается рукописание наших грехов, а причащение истинных Тела и Крови Христовых дает нам силы перерождаться духовно. Правда, это совершается не сразу и, пожалуй, неощутительно для нас: Не приидет Царствие Божие с соблюдением (Лк. 17, 20), но, несомненно, что это перерождение рано или поздно совершится, и мы начнем новую жизнь, жизнь во Христе.
Есть еще великое таинство елеосвящения или соборование. В этом море милосердия Божия потопляются все наши забвенные грехи, а таких у каждого немало найдется. Жизнь сложна; враг сильно нападает на тех, которые желают спастись, но таинства, молитва и крестное знамение разрушают все козни и делают яко ничесоже. Жизнь – это книга. Листы ее – это события нашей жизни – всех от важных до ничтожных случаев. В нашей жизни нет ничего, что не имело бы значения, только мы-то часто этого и не понимаем, и лишь просветленные Божественной благодатью умы понимают смысл каждого случая. В книге бывают опечатки. В жизни бывают ошибки, часто трудно поправимые, и Господь может исправить их... Книги бывают тоненькие, объемистые и даже многотомные; так и жизнь человека. Часто является вопрос: отчего умирает младенец? Почему живет Старец? Отчего, лишь явился на свет человек, заплакал, окрестили его, и Господь берет его жизнь, а другой живет до глубокой старости? Тонка книга младенца, всего несколько листочков, а книга Старца многотомна. Все это тайна Божия, которую мы не можем постигнуть.
Сохранился рассказ матери известного декабриста Рылеева, напечатанный в свое время в одном журнале .
Рылеева была вдовой и имела единственного сына, которого любила всей душой. И вот однажды ее пяти-шестилетний сын заболевает. Долго лечили его, и, наконец, врачи, приготовив его к смерти, ушли, т.к. им нечего уже было делать, а мать опустилась на колени перед иконами и начала усердно молиться о спасении сына. Среди молитвы на нее напал легкий сон, и видит она большую площадь, звуки военной музыки, гул толпы. Вдруг выдвигается эшафот, на нем виселица, на эшафот вводят ее сына и вешают... Рылеева в страхе просыпается.
– Господи! – воскликнула горестная мать, – знаю, что это сон – не мечта, а послан для моего вразумления, но все же молю Тебя, оставь в живых моего сына!
Господь услышал ее молитву сын поправился к великому изумлению врачей, неизвестно чему приписавших подобный случай (впрочем, и врачи в то время были верующими).
Прошло много лет, Рылеев вырос, сошелся с людьми, отвергавшими Бога и все святое, желавшими закрыть все Церкви и прекратить богослужение, а также восставшими против самодержавной власти. Они составили союз с целью ниспровергнуть самодержавие и учредить республику. Но союз накрыт, и участники, в том числе и Рылеев, были казнены. И вот мать Рылеева наяву увидела большую площадь, толпы народа, звуки военной музыки. Воздвигли эшафот, на нем виселицу, и Рылеев был повешен. Его мать не возроптала, не пришла в отчаяние, но с твердостью произнесла: Праведен еси Господи, и прави суды Твои! (Пс. 118, 137).
Господь лучше нас знает, что для нас полезно, а что вредно, потому надо вверяться Его водительству. Пребывайте в Церкви, будьте верны Христу Богу.
Не далее, как сегодня, в “Московских Ведомостях” я прочел такую историю:
Одна молодая девушка, красивая собой, встретилась на балу с молодым человеком, тоже очень красивым, и они полюбили друг друга. Чуть ли не здесь же он сделал ей предложение, и она, конечно, не спросясь родителей, изъявила свое согласие. Обвенчались они, живут месяц, другой, третий и утопают в блаженстве; она так и думала всю жизнь прожить в счастье, но вышло иначе. Ее муж любил женщин, и от такой прекрасной жены стал уходить к другим. Сначала она только слегка замечала ему о его частом отсутствии, затем пошли ссоры. Он начал брать у нее деньги; сперва она охотно давала, но его требования становились все более нахальными, а когда она ему однажды отказала, он избил ее до синяков. Кроме женщин, муж пристрастился к вину и все уносил из дома. Тяжело было жене, не столько физически, сколько нравственно измучилась она. Каково ей было смотреть на свой развенчанный кумир! Наконец, мать сжалилась над дочерью и предложила ей переехать к себе. Дочь взяла с собой единственное свое сокровище – пятилетнего сынишку. Муж явился и сюда с требованиями денег. Бить ее здесь он не мог, но осыпал колкими словами...
– Ты разлюбила, – говорил он.
– Нет, и теперь люблю тебя, – возражала жена, – брось свою распутную жизнь, и я опять вернусь к тебе. Есть у меня еще кое-какие крохи, будем жить на них, да и я еще имею право на наследство от родителей.
Но муж не пожелал измениться. Вот однажды приходит он к жене. Швейцар его не пускает.
– Мне только надо видеть Надю, – говорит он; верно сунул что-нибудь швейцару, и тот пропустил его. Он пришел к жене.
– Давай денег! – воскликнул он.
– Но у меня нет.
– Ах, не дашь? Тогда вот! – и муж нанес ей пять ударов финским ножом. Она упала, обливаясь кровью. И все это видел маленький сынишка. Какой пример получил он на всю жизнь! Убийца убежал, а ее похоронили.
Печальная история! Но отчего рассказал я вам ее? Прежде всего для того, чтобы показать вам, что вне Церкви не может быть счастья, а они познакомились на балу, где, конечно, и мысли не было о Боге. Думается мне, что и потом они жили вне Церкви.
Нынче расплодилось много еретиков; они считают себя истинно верующими. Но какая же это вера, когда я это признаю, а то отвергаю. Мне случилось говорить с толстовцами; какое мрачное их мировоззрение! Полное отчаяния, никакого света! Тяжело мне было.
– Вот лежит ваш учитель на смертном одре, передайте ему, что здесь пастырь, который может примирить его с Богом.
Но меня не допустили до Толстого.
Еще повторяю: не ходите на собрания еретиков, которые могут погубить вашу душу.
В страшное время мы живей. Людей, исповедующих Иисуса Христа и посещающих храм Божий подвергают насмешкам и осуждению. Эти насмешки перейдут в открытое гонение, и не думайте, что это случится через 1000 лет; нет, это скоро наступит. Я до этого не доживу, а некоторые из вас увидят. И начнутся опять пытки и мучения, но благо тем, которые останутся верными Христу, Господу нашему.
Надеюсь, что все останетесь Ему верны и не отвергнетесь от Господа своего. Молитесь, чтобы Господь послал вам христианскую кончину: “Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим”.
Кончина есть конец жизни, и добро тем, кто сподобится христианской кончины. Один епископ при возглашении этой ектении всегда творил земной поклон. И вы не забывайте, если не в землю поклониться, то сделать поклон поясной, или хотя бы внимание свое сосредоточить на этом прошении. И заметьте, что люди, верующие в Бога и на деле исполняющие Его святой закон, умирают спокойно, а смерть безбожников обычно страшна.
Все образованные люди знают известного немецкого писателя Гете. Незадолго до смерти он дошел до такого безумия, что, поклоняясь языческому богу Зевсу, отвергал Христа и издевался над Ним. Правда, в его произведении “Фауст” добро торжествует над злом; быть может, потому, что “Фауст” был написан в лучшую пору жизни Гете, когда он еще верил. Ужасна была кончина его. – “Света, света больше”! – кричал он в предсмертной агонии. Очевидно, вечный мрак уже начинал окутывать его душу, и вспомнил он о Присносущном Свете, да уже поздно. Как ни стараются почитатели Гете объяснить иначе последние его слова, но истина остается во всей своей силе.
Другой знаменитый писатель Шекспир, хотя и был лютеранином, но всегда признавал Бога. Был он идеалистом; его произведения отрывают от мелочной житейской суеты. Умирая, он говорил: “Я спокоен”. Это не было спокойствие отчаяния, но спокойствие, посланное Богом за веру в Него.
Страшна смерть неверов и кощунников, а их теперь так много!
Писатель Спенсер характеризует многих людей так: “Люди – это деревяшки, а сердце их – рубль”. Какая корысть от деревяшки и от рубля, а это выражение очень метко характеризует людей, погруженных только в мелкие земные интересы и вовсе не думающих об иных, высших идеалах. “Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим”. И, действительно, Господь поругаем не бывает, и закон возмездия остается в полной силе. Грешники наказываются не только в будущей, но и в этой еще жизни.
В Житиях святых среди сонма примеров рассмотрим хотя один – из жития св. мученицы Агафии . Ее подвергают ужаснейшим пыткам, желая вынудить отречение от Христа, но мученица осталась непобедимой. Наконец, ее голова была усечена мечом, а мучитель, разграбив ее богатства, довольный собой, поехал в Рим к императору Декию, везя сокровища Агафии. Доехав до реки, поставили лошадей на паром. А одна из лошадей вдруг бросилась на мучителя, изгрызла ему лицо, а затем, взяв зубами за одежду, бросила в воду. Других же никого не тронула. Вот как этот мучитель, еще при жизни, подвергся казни Правосудия Божия. И вот во всем. Земная мудрость ничто в сравнении с мудростью небесной, хотя земные знания и бывают нам полезны в сей жизни, но они не ведут нас в Царство Света.
А вот и другое сказание: схватили на допрос св. Дорофею  и угрожали муками, она оставалась тверда.
– Если не отречешься, – сказал мучитель, – то я отрублю тебе пальцы, вытяну жилы и повешу тебя на них на дерево, а снизу буду опалять медленным огнем.
– Делай, что хочешь, – ответила святая.
Первый министр императора, человек высоко образованный, по имени Феофил, обратился к Дорофее с насмешливыми словами:
– Ты надеешься, что попадешь в рай?
– Надеюсь, – отвечала мученица, – если останусь верна Христу.
– А что такое рай?
– Я не знаю, – сказала Дорофея, – но верю, что Господь введет меня туда.
– Пришли мне оттуда яблок.
– Хорошо!
Когда голову мученицы усекли мечем, явился отрок с корзиной плодов и, отдав их Феофилу, стал невидим. Вид и вкус плодов были необычайны, и Феофил воскликнул:
– Отныне и я христианин!
Отверг он мудрость века сего и вошел в послушание веры...
К беседам моим не удается готовиться: утомишься здесь с народом, а затем – письма неотложные, телеграммы, дела, а после обеда немного отдыхаю, иначе по старческой немощи становлюсь вялым и безсильным. А там опять прием народа, и так все время.
Помню, когда я еще был в миру, то, побывав однажды в Гефсиманском скиту, удивлялся, отчего у них утреня была в 12 часа ночи.
– А вы бы когда думали? – спросил меня настоятель.
– Да часа в три-четыре.
– Нет, – ответил он, – необходимо вставать в 12 часов ночи, т.к. сохранилось предание, правда, нигде не записанное, но в которое веруют и Восточная и Западная Церковь, что Христос в полночь придет судить мир. “Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща” . А потому так важна полуночная молитва! Если уж нельзя идти к утрене, то, по крайней мере, дома нужно в это время помолиться. Важна молитва церковная, лучшие мысли и чувства приходят именно в церкви; правда, и враг сильнее в церкви нападает, но крестным знамением и молитвой Иисусовой отгоните его. Хорошо встать в церкви в какой-нибудь темный уголок и молиться Боженьке. “Горе имеем сердца” ! – возглашает священник, а ум наш часто стелется по земле, думая о непотребном. Боритесь с этим! Молитесь Господу, чтобы мое убогое слово принесло вам душевную пользу. Батюшка о.Амвросий говорил своим слушательницам:
– Ах, как хотел бы я довести вас на источники водныя! (Откр. 7, 17).
Раздается писк:
– Батюшка, поведите!
– Да я и сам там не был, – отвечал о.Амвросий, – но сильно хочу там быть.
В действительности же о.Амвросий властно вел своих почитателей на источники живой воды.
Вот собрались вы здесь и, может быть, какая-нибудь из вас думает: “Родители мои стары, умрут они, останусь я одна, надо замуж выходить”. Что же, это дело хорошее. Господь пошлет такой мужа по сердцу! А другая поднимает тоном выше: “Страшно выходить замуж, вдруг муж изменит и бросит, а также безпокойство о детях – лучше поступить в монастырь – работать Единому Богу”, – и такое намерение Бог благословляет. А иная хочет, оставаясь в миру, жить в девстве и целомудрии; да поможет и такой Господь! Читайте Св. Писание, а также Жития святых, особенно св. вмч. Екатерины , Варвары , Ирины , Евдокии , потому что святой дает частицу своей крепости читающему его житие с верой, и поможет при прохождении мытарств.
Священное Писание есть книга жизни, писания же еретиков ведут к смерти. Не читайте их, чтобы мрак сомнений не окутал вашу душу.
Правда, Господь всех зовет ко спасению.
Один англичанин Джеймс написал свою исповедь, в которой рассказывает, почему он стал православным христианином. Это случилось так: Джеймс с товарищем (православным) поехал однажды кататься. На пути они увидели часовню, и товарищ решил зайти туда.
– А мне можно? – спросил Джеймс.
– Конечно.
Товарищ его пошел приложиться к иконе Божией Матери, а Джеймс смотрел на икону и думал: “А что, если я подойду?” – Вдруг случилось великое чудо: Светоносная Жена, Сама Царица Небесная, подошла к Джеймсу и наложила на него Свой омофор. Джеймс испытал неизъяснимое блаженство и безповоротно пошел за Христом, сделавшись православным. Но ведь много неверов, может быть, было в часовне; отчего же Матерь Божия подошла именно к Джеймсу? Это тайна, которую и не будем стараться постичь.
Некоторые говорят, что науки и искусства, особенно музыка, перерождают человека, доставляя ему высокое эстетическое наслаждение; но это неправда. Под влиянием искусства, музыки, пения и т.д. человек, действительно, испытывает наслаждение, но оно безсильно переродить его.
Когда я был еще в миру, то очень любил музыку, и в частности, игру на фисгармонии; рояль не может так передать глубину чувства.
У нас в Казани жил известный композитор Пасхалов. Чтобы усовершенствоваться в игре, я стал брать у него уроки. Часто мы вели с ним беседы.
– А ведь у вас душа-то совсем умерла, – сказал я ему однажды.
– С чего это вы взяли? – возразил он.
– Да с ваших же слов, – ответил я, – в церковь не ходите, в таинствах не участвуете.
– Ну, и что же из этого? – продолжал Пасхалов, – я верую в Бога и служу Ему тем даром, который имею. Разве музыка не отрывает меня от всего земного? И я испытываю великое наслаждение. Кажется, никто не понимает так произведения музыкантов-художников, как я: Моцарта, Бетховена, Мейербера и т.д.
– И все-таки это эстетическое наслаждение не может заменить религию, – возразил я ему (а говорил я тогда то, что внушил мне Господь), – есть несколько дверей для вхождения в Царство Небесное: в одну дверь вы уже вошли, эта дверь – крещение.
– Да, я крещен.
– А другая – покаяние, иначе, исповедь. Вы давно не говели?
– Да лет двадцать. Помню, я говел в гимназии, затем раза два уже без веры, а когда уехал во Францию, брать уроки у одного знаменитого музыканта, то с тех пор уже не говел.
– Вот видите! А третья дверь – Св. Причастие.
– Ну, в это я не верю.
– А вы верите, что есть Америка?
– Конечно, это знает каждый ученик приходского училища.
– Ну, а если бы кто-нибудь сказал: я не верю, что есть Америка, то от этого она, конечно, не перестала бы существовать? Так и Великое Таинство Тела и Крови Христовых остается в полной силе, несмотря на то, что вы в него не верите.
– Да, действительно, вы правы, впрочем, со мной никто еще так не говорил.
– Ну вот, Александр Васильевич, сходите вы в это воскресенье в церковь, хоть Богоявления, послушайте там певчих, помолитесь. А во вторник у нас будет урок, мы с вами поговорим.
– Хорошо, согласен, – сказал Пасхалов.
– Вот вы говорите, что искусство перерождает душу, а на деле выходит иначе. Вы пьете, знаете, что это худо, а оставить не можете – нет сил; затем развелись с женой, не сохранили к ней верности, а Священное Писание говорит, что ни блудники, ни пьяницы Царствия Божия не наследуют . (Кстати, жена Пасхалова вышла замуж за известного писателя Мордовцева).
Пасхалов задумался. По-видимому, беседа произвела на него впечатление. Прошло три дня, и Пасхалов явился ко мне с тетрадью в руках.
– Разрешите мне сыграть мое последнее произведение, сказал он, указывая на тетрадь.
– Пожалуйста, – отвечаю, – но отчего же последнее?
– Так я чувствую. Перелистывал я недавно стихотворения Полонского и остановился на стихе “Плохой мертвец” , вот и решил в последний раз переложить его на музыку.
– Ну, последнее, так последнее, – сказал я ему, – очень рад буду послушать.
Сами мы в то время не понимали, что говорили.
– А помните, что сказал Лемм, когда к нему пришел Лаврецкий ? – “Садитесь и слушайте, ибо я – великий музыкант”. Вот и я это же скажу, – произнес Пасхалов, улыбаясь, и заиграл.
Никогда еще ни раньше, ни позже не слышал я таких звуков, полных мощи и воодушевления. Я жил тогда в меблированных комнатах, и весь коридор наполнился народом. Студенты, барышни – все стремились послушать великого композитора.
– Ведь это играет Пасхалов, не закрывайте, пожалуйста, дверь, – говорили мне.
Наконец, он кончил. Я подошел к нему. Пасхалов опустил голову на руки и слезы ручьями лились из его глаз.
– Больше заниматься музыкой не буду... Не хочу раздваиваться, чувствую, что вы правы, – произнес Пасхалов, несколько успокаиваясь, – помните рассказ про великого художника Ван-Дейка? Когда он ушел в монастырь, то не захотел уже двоиться между любовью к Богу и художеством, а потом, несмотря на советы игумена, предложившего ему писать иконы, он бросил палитру, кисть и краски в протекавшую около монастыря реку Тахо. Оставлю все и приду к вам за наставлениями.
– О, нет, – воскликнул я, – я не могу вас учить, а сходите к профессору Казанской Духовной Академии Антонию  (который был впоследствии Петербургским митрополитом), он вас наставит. А главное, бросьте пить вино!
Пасхалов обещал. Прошло несколько дней. Вдруг приходит ко мне один знакомый, хорошо знавший Пасхалова.
– А я к вам с новостью, – начал он, – Пасхалов умер.
Затем он рассказал печальные подробности кончины знаменитого композитора.
Пасхалов исполнил свое слово, был у Антония, который ему, между прочим, не советовал бросать музыку, но заняться переложением церковных песнопений. Также взял с него обещание не пить. Дня три-четыре Пасхалов не пил, но на пятый день ушел из дома и вернулся поздней ночью. Горничная, которая ему отворила дверь, с ужасом увидела, что Пасхалова ведет какое-то страшилище с огромными сверкающими глазами; втолкнув его в двери, страшилище сказало: “Бери своего барина”! Пасхалов был совершенно пьян.
– Что это вы, Александр Васильевич, – заметила горничная, – не хотели пить, а теперь опять напились?
Пасхалов ничего не ответил, но на другое утро его нашли в номере, кончившим свою жизнь самоубийством. А одному из родственников композитора явился враг и с адским хохотом кричал:
– А! Он спасаться захотел! Нет, я его задушу!
И, действительно, задушил.
Вся Казань сошлась на похороны знаменитого композитора. Тело его утопало в цветах. Отпевали торжественно. Затем собрали большую сумму денег и воздвигли ему великолепный памятник. Я тоже был на похоронах и, идя за гробом, думал грустную думу: на что ему теперь это торжество, когда душа его погибла. Конечно, неизвестно, какова воля Божия, но да сохранит всех нас Господь от такой кончины.
Веруйте в Господа, исполняйте по силе Его святой закон, и верю, что спасетесь. Никогда не приходите в отчаяние. А то так случается: затоскует душа и не какого-нибудь невера, а душа истинного христианина. И заповеди по силе исполняет, и говеет, и посты соблюдает, но вдруг покажется ей, что Господь ее ненавидит. Какая дьявольская мысль! В Писании сказано, что Господь ненавидит только гордых; даже жидов и магометан Он терпит и принимает, если они к Нему обратятся от своего неверия; и вдруг христианскую душу ненавидит! Нет, Господь любит всех, а эта мысль о ненависти Божией – есть стрела врага, завидующего человеку. Много посылал он стрел, а это уж последняя, которую надо изловчиться и бросить врагу, т.е. совершенно пренебречь подобной мыслью.
Сегодня 30 декабря, и осталось старого года всего два дня... Кончается год, и подводится итог того, что мы сделали в это время. Конечно, у каждого совершено много промахов, ошибок, но будем надеяться на милость Божию и пожелаем друг другу не нового счастья, а новой благодати Божией.
Аминь.

назад

                         как доехать до обители........ . . .